Федеральная антимонопольная служба в дополнение к ранее направленному Вам письму от 08.08.2017 № ВК/54291/17 по вопросу о повышении тарифов ФГУП «Почта России» на услуги по пересылке международных бандеролей сообщает следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой цены товара.
Статьей 6 Закона о защите конкуренции установлено, что монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.
Федеральная антимонопольная служба в соответствии с полномочиями, установленными статьей 25 Закона о защите конкуренции, в рамках процедуры антимонопольного расследования обоснованности тарифов на услугу пересылки международной письменной корреспонденции направила в адрес ФГУП «Почта России» запрос информации от 08.06.2017 № ЦА/38545/17.
Письмом от 26.06.2017 № 1.5.3/юр/276 и от 04.08.2017 № б/н (вх. от 27.06.2017 № 97336-ЭП/17; от 04.07.2017 № 101277/17, от 07.08.2017 № 120806-ЭП/17) ФГУП «Почта России» представило запрошенную информацию. Вместе с тем ФГУП «Почта России» не представило расчет тарифов, включая состав затрат, а также уровень рентабельности.
Поскольку ФГУП «Почта России» не представило расчет тарифов на пересылку международной письменной корреспонденции ФАС России не представлялось возможным сделать вывод о наличии/отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства.
В дополнение к запросу информации от 08.06.2017 № ЦА/38545/17 письмом от 21.08.2017 № СП/57272/17 ФАС России направил в адрес ФГУП «Почта России» запрос расчета тарифов на международные бандероли, письма и мелкие пакеты с указанием каждой статьи затрат, в том числе доли оконечных расчетов в абонентском тарифе для каждой категории почтовых отправлений, затрат, связанных с приемом и обработкой в ОПС, обработкой в почтамте на внутрирайонных и внутриобластных этапах, обработкой в МСЦ, обработкой в ММПО, обработкой в ММПО с функцией обмена депеш, магистральной и внутренней транспортировкой, перевозкой на международных участках (до страны назначения), а также перевозкой, обработкой и доставкой в иностранных почтовых службах, уровень рентабельности и его экономическое обоснование.
ФГУП «Почта России» письмом от 04.09.2017 № 1.5.3/юр/402 (вх. от 07.09.2017 № 137458/17, от 06.09.2017 № 136676-ЭП/17) представило подробный расчет тарифов на услуги по пересылке международной письменной корреспонденции.
Также сообщаем, что ФАС России в октябре 2017 года была запланирована плановая выездная проверка ФГУП «Почта России».
На основании приказов от 31.10.2017 № 1438/17 и от 24.11.2017 № 1577/17, проводилась плановая выездная проверка ФГУП «Почта России», в рамках которой рассматривался вопрос о повышении тарифов на пересылку международной письменной корреспонденции.
По результатам анализа представленных ФГУП «Почта России» сведений и материалов ФАС России установил, что тарифы за пересылку международных отправлений письменной корреспонденции и почтовых посылок включают в себя затраты на прием, обработку и перевозку на внутренних этапах, обработку в месте международного почтового обмена международных почтовых отправлений, а также оконечные расходы, которые устанавливаются в соответствии с международными договорами, заключенными между странами, и принципами, изложенными в Всемирной почтовой конвенции (г. Стамбул,2016) и Регламенте письменной корреспонденции (г. Берн, 2013).
Доля оконечных расходов — это возмещение расходов иностранному оператору почтовой связи, который осуществляет обработку, перевозку, доставку на территории другого государства.
Доля оконечных расходов ежегодно устанавливается Международным бюро Всемирного почтового союза. Денежной единицей, в которой рассчитывается указанная доля, является Специальное право заимствования (СПЗ). Каждая страна ежегодно должна сообщать среднюю величину единицы СПЗ в валюте своей страны.
Таким образом, величина возмещения иностранному оператору почтовой связи, то есть доля оконечных расходов, зависит от курса СПЗ.
По результатам анализа документов и материалов установлено, что в стоимости абонентского тарифа по пересылке бандеролей доля оконечных расходов составляет в 2017 году до 78%; в 2016 году до 77%.
Также установлено, что рост курса СПЗ в 2016 году по сравнению с 2015 годом составил 47%; в 2017 году по сравнению с 2016 годом — 13%.
Повышение тарифов ФГУП «Почта России» на пересылку бандеролей в зависимости от веса отправления в 2016 году составляет от 17% до 43%, в 2017 — от 2% до 18%.
Таким образом, затраты ФГУП «Почта России» на возмещение иностранному оператору почтовой связи выросли соразмерно увеличению курса СПЗ.
На основании изложенного, ФАС России считает установление тарифов на пересылку международных бандеролей экономически обоснованным и не усматривает в действиях ФГУП «Почта России» признаков нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Вместе с тем в настоящее время по результатам плановой выездной проверки ФГУП «Почта России» ФАС России рассматривается вопрос о возбуждении дела в отношении ФГУП «Почта России» по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившихся в установлении с 01.01.2018 монопольно высоких тарифов на пересылку международной письменной корреспонденции.