XVII век усиливает иллюзию глубины пространства за счет того, что, во-первых, несколько поворачивает классические планы, т.е. смотрит на сцену в ракурсе, а не фронтально; во-вторых, начинает изучать взаимоотношения краев (см. ниже), стремясь вдохнуть жизнь, вибрацию в уже объемные фигуры; в-третьих, организует светотеневые отношения так, будто фигуры вырастают из темноты.
Эволюционировав в барокко, изобразительное искусство приходит к:[indent=1.8]· Живописности (против классической линейности) — классика видит в линиях, барокко — в массах.[/indent][indent=1.8]· Атектоничности (против классической тектоники) — классика, это порядок (симметричность, центрированность, уравновешенность, подчеркнуты горизонтали и вертикали); барокко — это свобода (но не хаос) и асимметрия.[/indent][indent=1.8]· Единству (против классической множественности) — в классической композиции каждая фигура и каждый объект самодостаточны; барокко объединяет все объекты в единое целое.[/indent][indent=1.8]· Неясность (против классической ясности) — классика, это ясный образ; барокко — намек, где фигуры, как призраки, чаще появляются из коричневой темноты и уходят в эту тень.[/indent][indent=1.8]· Глубинности (против классической плоскостности) — классика, это четкое деление на планы (плоскости); барокко — это разворот переднего плана (взгляд в ракурсе), нивелировка среднего плана и слияние планов.[/indent] [indent=1.8]
Авторские права: Алексей Шадрин