Вы используете устаревший браузер. Этот и другие сайты могут отображаться в нем неправильно. Необходимо обновить браузер или попробовать использовать другой.
Чтобы не стоять на месте: как выбрать правильную обувь для бега (часть 1)
Чтобы не стоять на месте: как выбрать правильную обувь для бега (часть 1)
Введение
Пожалуй, самый распространенный в мире вид повседневного спорта, помогающего поддерживать тело в тонусе – это бег. Несмотря на то, что у него есть более выигрышные в некоторых планах конкуренты (плавание, велосипед), он выгодно отличается от них. Во-первых, бюджетностью (никакого спец. инвентаря и помещений), во-вторых, легким освоением – бегать умеет практически каждый человек. Однако, для повседневных пробежек лучше все-таки научиться бегать правильно, дабы избежать травм и неприятных ощущений, и заиметь хотя бы минимально достаточный инвентарь – кроссовки, о которых мы сегодня и поговорим.
Разные стили бега – разные кроссовки
В первую очередь, определиться стоит с местом для пробежек. Одно дело – бегать по лесным тропинкам или песчаному пляжу, и совсем другое – по асфальту и бетону.
И хоть специалисты не рекомендуют пробежки по твердым городским покрытиям, во многих случаях деваться просто некуда, ибо количество парков и открытых стадионов хотя бы с грунтовым покрытием в наших городах бесконечно мало. Для таких случаев лучше брать специальные «городские» модели с сильным гашением удара. По грунтовым тропинкам в них тоже бегать можно, однако излишняя мягкость будет скорее мешать, чем помогать.
И уж тем более такая обувь не подойдет для бега по пересеченной местности.
Если вам повезло жить рядом с лесом, горным массивом или даже побережьем, то обувь стоит подбирать соответствующую – с твердой подошвой, хорошим глубоким протектором, и мощным облегающим задником.
У многих производителей есть и промежуточные модели, эдакие «паркетники» из мира обуви. Как и все универсальные вещи, такие кроссовки неплохо справляются с разными задачами, но на эпитете «неплохо» их возможности и заканчиваются. Смысл брать такие есть только тогда, когда ваша ежедневная пробежка состоит в равной степени из городских улиц и загородных троп.
Особняком стоят так называемые «минималистичные» или «босоногие» кроссовки. Это очень легкая облегающая обувь, имеющая сверх-тонкую подошву, полное отсутствие подъема стопы и больше похожая на следки или балетки.
Такие кроссовки тоже бывают для разных поверхностей, но при этом максимально приближают человека к босоногости, сохраняя какую-никакую защиту стопы. Апологеты босоногого бега относятся к ним, как к промежуточному звену между обычными кроссовками и «трушной» человеческой манерой бега без обуви.
Важные параметры подбора кроссовок
Пронация
Грубо говоря, все беговые кроссовки можно разделить на три категории: амортизирующие, стабилизирующие и поддерживающие. Каждая из них имеет свои особенности в поддержке стопы. Степень пронации можно определить даже дома: намочите ногу (лучше в носке, для более четкого силуэта) и уверенно наступите на плотный бумажный лист. Оставшийся отпечаток скажет о вашей пронации, согласно картинке ниже. Конечно, этот тест нельзя назвать супер-точным, поэтому если есть возможность определить свою пронацию у специалистов, лучше так и сделать. Однако, сильные отклонения вы увидите даже с помощью этого простейшего опыта.
Для людей с нейтральной пронацией подойдут поддерживающие и амортизирующие кроссовки, с гипопронацией (недостаточной) – амортизирующие, с гиперпронацией (избыточная) – стабилизирующие. У разных производителей категории могут называться по-разному, поэтому перед покупкой лучше изучать официальные сайты производителя и обзоры на кроссовки от профессионалов и энтузиастов бега.
Некоторые специалисты утверждают, что все это проделки маркетологов и на самом деле какие-то особые кроссовки не нужны людям с небольшими отклонениями от нейтральной пронации (таких на планете большинство). Самый универсальный вариант – брать «нейтральные» пары и при необходимости корректировать их ортопедическими стельками.
Степень амортизации
Основное правило такое – чем тверже предполагаемая поверхность бега, тем больше амортизации должны давать кроссовки. Следовательно, при пробежках по асфальту можно брать самые мягкие модели, однако они уже будут некомфортными на грунте или на беговой дорожке.
Конструкция подошв
Вот уж где разгулялась фантазия инженеров и маркетологов, так это в используемых при производстве кроссовок материалах. Сотни названий материалов, тысячи их комбинаций и запатентованных названий – все это путает покупателя и мешает адекватному выбору. Все хорошие кроссовки обладают двойной подошвой: амортизирующей пенистой прослойкой и внешней твердой поверхностью. Часто встречаются дополнительные амортизирующие вставки в определенных частях подошвы. Использованием разных плотностей материалов производители добиваются анатомических характеристик подошвы. Внешняя же часть подошвы делается из резины, опять же, различной плотности и упругости.
Важный параметр подошвы – это так называемый «дроп», или подъем стопы. Пятка может либо идти на одной высоте с пальцами, либо быть приподнятой. От этого зависит, какой частью стопа будет касаться поверхности первой. Это дело сугубо индивидуальное, поэтому подъем нужно подбирать в зависимости от своего комфортного стиля бега. Малый подъем стопы (примерно 0-4 мм) – для приземления «на носочки», средний (4-8 мм) – равномерно на всю стопу, большой (8-12 мм) – на пятку.
Материал и конструкция верха кроссовок
От конструкции верхней части зависит «внутренний климат» кроссовок. Большинство спортивной обуви имеет верх из синтетической сетки с разной ячейкой, которая позволяет ноге спокойно «дышать» – отводить влагу. В последнее время популярен верх из мягкого вязаного материала, на ноге такой сидит как носок.
Выше классом находятся мембраны, не только отводящие влагу от кожи, но и не допускающие ее извне. Для зимних и трейловых моделей наличие такой мембраны крайне желательно. Последние еще нередко имеют в конструкции верха синтетическую кожу, которая хоть и не так хорошо «дышит», все же более влагостойка.
Конструкция задника
Задник, удерживающий пятку, бывает разной степени жесткости. От этого зависит то, как устойчиво пятка будет приземляться на поверхность. Для бега в городе или на дорожке сильная фиксация не нужна. Верхняя часть задника, так называемый «воротник», тоже различается – в некоторых моделях он представляет пухлые мягкие валики, в других – облегающую ткань. Мягкие валики добавляют комфорт, но и вес тоже, так что в скоростных моделях их не встретить.
Общие советы по выбору кроссовок, частые ошибки
1. Никогда не берите кроссовки просто из-за известности бренда и тем более из-за дизайна. Если вам нужны именно беговые кроссовки, а не повседневные сникеры, то внешним видом можно и до какой-то степени пренебречь. А вот комфортом пренебречь не получится, поэтому наружность обуви в этом плане должна стать как минимум вторым по очереди критерием выбора. Новички часто берут первую попавшуюся пару просто потому что «ну это же найк, адидас, рибок, скечерс, асикс (нужное подчеркнуть), у них нет плохой обуви». Откровенные косяки у именитых производителей вы встретите редко, но далеко не все их модели безоговорочно хороши. Внимательно изучайте отзывы и обзоры от энтузиастов и спортсменов. Как правило, в каждой линейке крупного производителя всегда есть флагманская модель, и если лень заморачиваться, то можно просто брать их. А еще есть ряд производителей, специализирующихся на верхнем ценовом сегменте: ON, Brooks, Mizuno, HOKA One One. Проблемы там встречаются пореже, чем у масс-брендов. Но тут уже могут встать вопросы финансов и целесообразности такой покупки ради пары пробежек в неделю.
2. Не думайте, что ваш размер обуви – это какая-то постоянная и незыблемая величина. Даже у взрослых людей размер ноги меняется в течении жизни (правда незначительно) и в течение дня (уже более заметно). Но это все не так страшно, потому что производители иногда умудряются даже в рамках одной линейки делать кроссовки с несовпадающими размерами, что уж говорить про разных производителей. Лучше брать обувь крупных производителей – меньше шанс ошибиться с размером, если следовать его фирменной сетке. У некоторых брендов на сайте даже есть подробные инструкции по замеру. Кстати, измерять ногу лучше всего вечером, когда она за день максимально «разбухает» от ходьбы.
В этом плане хороши площадки Amazon и Zappos – на популярные модели обуви там есть системы, подбирающая подходящий размер на основе уже имеющейся у вас обуви.
3. Кроссовки, как и покрышки у автомобиля, имеют свойство изнашиваться. Теряется пружинистость подошвы, внешняя часть начинает трескаться, а жесткий задник начинает протирать носки до дыр. В среднем, можно рассчитывать на «пробег» около 700-800 км, бюджетные пары «умрут» чуть раньше.
4. Последний совет для тех, кто уже нашел или потом найдет самую лучшую и подходящую пару. Если вы точно уверены, что лучше них вы уже ничего не найдете (такое приходит через 5-10 протестированных пар), то не скупитесь и закажите сразу столько пар, сколько разумно можете себе позволить. Коварные маркетологи каждый год что-то меняют и убирают, и есть большая вероятность, что ваша любимая пара через пару лет пропадет с полок магазинов. Особенно, это касается разных поколений одной модели: бывает, что следующее поколение объективно лучше, а бывает, что становится непонятно, на кого они рассчитывали и как это можно носить.
В крайнем случае, лишние пары всегда можно продать по себестоимости или раздарить – хорошая обувь точно не пропадет.
Заключение
Итак, надеюсь, что после прочтения этой статьи мир спортивной обуви стал вам немножечко понятнее. Нюансы, которые мы сегодня разобрали, конечно, не являются исчерпывающими. С опытом вы начнете обращать внимание и на какие-то другие особенности, важные именно вам. Если вы уже опытный бегун, то можете поделиться своими критериями выбора в комментариях, новичкам будет полезно.
Следующая статья, в которой мы обсудим бренды и их удачные модели, выйдет совсем скоро, «не переключайте канал», как говорится!
Кроссовки, как и покрышки у автомобиля, имеют свойство изнашиваться. Теряется пружинистость подошвы, внешняя часть начинает трескаться, а жесткий задник начинает протирать носки до дыр. В среднем, можно рассчитывать на «пробег» около 700-800 км, бюджетные пары «умрут» чуть раньше.
Это да. Чаще всего, приходится списывать очередную беговую пару кроссовок, оттого что до дыр протирается сетка в передней части. Ну и сильная потеря амортизационных свойств тоже имеет место.
Не соглашусь с некоторыми высказываниями:"Для зимних и трейловых моделей наличие такой мембраны крайне желательно." — маркетинг, особенно, если учесть что туда еще полагаются специальные носки. Даже для похода выбираю не мембранные, и опять же хорошие носки."В этом плане хороши площадки Amazon и Zappos – на популярные модели обуви там есть системы, подбирающая подходящий размер на основе уже имеющейся у вас обуви." — обувь лучше примерять, лучше переплатить чем... быть как анекдоте " мыши кололись, плакали, но упорно продолжали есть кактус". И только если вы уверены с моделе (тут уже не раз ее одевали), можете заказывать через on-line. Ни кому ничего не навязываю, просто делюсь мнением и опытом. Беговая обувь как и другая, у меня быстрее изнашивается, если одеть не по назначению. Например, покататься на велосипеде — подошве хана, ну и как вариант, порванные шнурки. Еще хорошо "убивать" обувь об педали в машине. В 50% случаев - просто протирается пятка и начинает портить носки. Для хололода предпочитаю NB 610, и носки поплотнее(полушерстяные), если очень холодно то еще и подкладочные (есть такой вид). Для тепла NB 910 и Mizuno Wave Mujin. Еще я очень не люблю, модные, минималистические — люблю комфорт. И так как я бегаю по лесу, то и вся моя обувь для него. И мои два совета: мерить и для бездорожья выбирать защищенные носок.
Glitchman, "а что обращаете внимание при выборе кроссовок?) Пронацию учитываете? ", сходите к ортопеду и Вам подберут корректирующую стельку. Это как один из вариантов подбора обуви.
Ха, я тут ходил летом к ортопеду... И мне подобрали "правильную" пару стелек. Фирменные, немецкие, классные, спору нет! Только с ценой в 6,5 тыр Как по мне, так лучше разориться на правильные кроссовки, чем на стельки...
ЗЫ для моей зимы с -10 минимум и -15-20 норма, мембрана - очень гуд, а для города где реагенты сыпят и жижа на тротуарах и дорогах даже в -10 это вообще мастхев. Носки мембране особенные не нужны - главное синтетика и тонкие. Весной и летом от сырости мембрана спорная вещь - при сильном ливне затекание сверху и по одежде превращает кроссовок в лужу, которая никуда не денется - мембрана работает в оба направления, и да повышенное давление в этом случае скажется на ресурсе мембраны... Для зимы юзаю asics fujisetsu gtx и ни капли не жалею - увереность в каждом шаге стоит того. В остальное время я мизунофил и на удивление внутри колодка у абсолютно разным моделей что я носил одинакова и зная свой размер беру онлайн и все гуд. а с орто- стельками есть запара - обязательно мерить обувь: идти в магаз вместе со стелькой и мерить. Причем комфорт при примерке не гарантирует комфорт "на трассе" - и это не только со стелькой. И вы забыли упомянуть 1 нюанс - для длинных дистанций обувь всегда +0,5 размера минимум.. В размер брать нельзя - синие ногти подтвердят.. п.с. из-за небольшой гиперпронации год страдал с надкостницей, укрепление мышц стопы и голени позволит решить эти проблемы если они конечно не совсем глобальны - аля плоская как доска стопа, но это уже тема отдельной статьи, новичкам лучше подбирать обувь по пронации..
Видимо, это дело вкуса. У меня товарищ бегает зимой в мембранных Altra и прям нарадоваться не может. У меня у самого мембраны не было, я городской бегун, но вот куртку мембранную очень ценю. Не уверен, что опыт одежды можно переносить на обувь, но точно можно сказать, что мембраны работают на самом деле.
Ну не знаю, 4 пары себе с Амазона заказывал, на первых скечерсах ошибся на размер больше, потому что боялся маломерок. Оказалось, бояться не надо было и просто брать по размерной сетке компании - было бы идеально. С тех пор больше не ошибаюсь, ищу модели с большим кол-вом отзывов - и с размером не промахнешься, и качество уже известное.
У меня обычная нога, без особых отклонений. Мне достаточно "нейтральных" пар с родной стелькой. Это я спрашивал, чтобы другие читатели видели разные мнения. За ваше сообщение вам большое спасибо!
Из большого уважения к бренду в марте на али были куплены кросовки Xiaomi Mijia. Цена 3000 руб. на мой взгляд невысокая и можно было позволить себе рискнуть. Кроме того, нужно было понять отношение к ежедневным пробежкам. С апреля по октябрь пробег составил более 1 000 км. (треки не всегда записывались) и зарекомендовали себя как очень удобные. (режим тренировок пробежка утром по 5-6 км. практически ежедневно). Как и писали выше, большим пальцем протерлась дырка в сеточке. Подошва износилась, но все еще мягкая. После сезона ежедневных пробежек стало понятно, что это теперь будет неотъемлемой частью моей жизни. По совету, что
в фирменном магазине асикс померили весь ассортимент. В итоге, выбрали и купили asics gt 1000 7. Реально, аналогичная модель может плохо сидеть на ноге, так как мы хотели купить изначально непромокаемые с мембраной аналогичной модели, но они на ноге в реальности хуже. В итоге, мое мнение совпадает с автором-нужно первую пару купить после примерки максимально возможного количества разных моделей, испытать ее на пробежке и потом уже заказывать ее через интернет магазины на распродажах
Так правило работает уже с 10км точно, может даже меньше. Нога при нагрузках расширяется и если они длительные - пальцам тесно, зажатая стопа работает не правильно, и сетка рвется быстрее от нагрузки на растягивание. Другое дело спринтеры и шиповки, многие их носят на босу ногу и как носки и ну оооочень скурпулезно подбирают. Зы у меня стопы отличаются по длине и как итог для одной ноги кроссовок всегда великоват потому что второй нужен норм размер. Но для себя понял следующие три момента в размере обуви беговой главные: 1. Плотное облегание и жесткая фиксация пятки (для длительных пробежек лучше мягкое - ахилу приятнее) 2. Плотное облегание и упругая фиксация подъема стопы - большой + здесь эластичные шнурки (производители соревнуются в эластичных поддерживающих вставках и т.п. но нет ничего проще и надежнее объемных (круглый профиль) "стрейч" шнурков) 3. Свобода в пальцах (если можно ими пошевелить вообще идеально) но длина такая чтобы изгиб кроссовка проходил в правильном месте - запланированном производителем а не уходил в шнурки.. Этакий необходимый минимум
Есть у них комбинация своих фишек что лично меня привлекают: 1. Даже у мягких моделей определенный как принято говорить "упругий райд" чувствуется упругость под ногой, у "быстрых" моделей даже агрессивная, провоцирующая бежать быстрее, есть у меня wave catalyst 2 так на них бежать с "пятки даже не удобно" - переката нет - так устроена межподошва - либо передняя часть стопы либо всей стопой. 2. Широкая колодка начиная от основания пальцев и в районе пальцев, у меня довольно широкая стопа и это для меня вопрос комфорта..
Это да. Чаще всего, приходится списывать очередную беговую пару кроссовок, оттого что до дыр протирается сетка в передней части. Ну и сильная потеря амортизационных свойств тоже имеет место.
Экий Вы нежный человек Первая дырка на сеточке ничем не мешает Кроссы отходят еще 1000-2000 после нее Глупо выкидывать из-за такой мелочи их Вот аммортизация другое дело. Пары постарше просто переходят на дистанции поменьше. Не бегаешь в них 25, а только 5-10 Вдумайтесь 700км это 15 недель тренировок. Это что 3-3,5 месяца новые кроссы. Морда не лопнет (слова супруги)?
Для себя понял не надо брать кроссы бюджетные на бег. Хорошие стоят в средней 150-190 долларов Беру 2летней давности модели до 60 долларов на ибей том же. Вполне нормально работают. И да уже когда понимаешь что амортизация не та, то можно перепродать за 20-30 долларов.
Оставим все-таки обсуждение брендов и отдельных кроссовок до следующей статьи Если кратенько, то я с предубеждением отношусь к компании, которая старается делать ВСЕ. Каждый должен делать свое дело, в том числе и бренды.
Ну не знаю, мои утренние 8 км никак не влияют на комфорт. Первая пара скечерсов с размером +1 от нормального в конце пробежки так и оставались большими. Больше км за раз еще не бегал, так что не уверен, где у меня начинается порог "растаптывания".
А мне тяжело бегать даже маленькие дистанции без амортизации. Колени потом убивают. Старые пары перевожу в разряд обуви для похода выходного дня. Для ходьбы сойдет, да и на дырки не обращаешь внимания, если погода хорошая. Там они и умирают окончательно. Кстати, заметил, что чем кроссовки изначально "воздушнее", тем быстрее они ее теряют. Так что, если хочется бегать по облаку, приходится чаще разоряться.
Я бы сказал чуть иначе. Старые пары уходят в разряд "пешком" повседневка/дача и т.п. и т.д. И даже старые стоптаные беговые зачастую удобнее многой новой обуви по критериям мягкости, легкости, но правда сетка не для любых погодных условий ;-)
А мне тяжело бегать даже маленькие дистанции без амортизации. Колени потом убивают. Старые пары перевожу в разряд обуви для похода выходного дня. Для ходьбы сойдет, да и на дырки не обращаешь внимания, если погода хорошая. Там они и умирают окончательно. Кстати, заметил, что чем кроссовки изначально "воздушнее", тем быстрее они ее теряют. Так что, если хочется бегать по облаку, приходится чаще разоряться.
Правильно пишут, для бега не все модели подойдут, что продают, для конкретного человека. Я не говорю конечно, про ту всевдоспортивную шнягу с алиподвальных киосков. В них только китайцы устанавливают рекорды)
Отвечал вам еще до изменения сообщения. Я эту цифру как ориентир указал, не факт, что все кроссы будут умирать через 800 км. У меня была пара, которая стойко отбегала почти 1500 км. На дырочки внимания не обращал, а подошва не торопилась убиваться. Я вот никогда не понимал, кто вообще покупает б\у кроссовки, которые уже определенно убиты? Я имею в виду, кому вы их продаете за 20-30 баксов?
Отвечал вам еще до изменения сообщения. Я эту цифру как ориентир указал, не факт, что все кроссы будут умирать через 800 км. У меня была пара, которая стойко отбегала почти 1500 км. На дырочки внимания не обращал, а подошва не торопилась убиваться. Я вот никогда не понимал, кто вообще покупает б\у кроссовки, которые уже определенно убиты? Я имею в виду, кому вы их продаете за 20-30 баксов?
Жесть какая. бу кросы я бы ни за что не купил. Вообще всегда поражался лотам на ибей со стертым протектором подошвы, там же несколько сотен км пробега чтобы фирменную износостойкую резину до гладкого состояния убить. Т.е. кто-то в них потел десятки часов, бррр... А как же пенные стельки? - они деформируются под конкретную стопу.
Да уж. Я каждую зиму по нескольку раз падал на скользких дорожках, больно ушибался. Теперь купил такие же, бегать в них просто в кайф стало, сцепление супер надежное.
Ну да, конечно... Я имел в виду, что когда дыры в сетке, так что пальцы почти вылазят наружу, и к этому времени и вся амортизация обычно уже не работает, остается такие только выбросить. Это для непонятливых...
Какое-то прям брррр... Неужели люди так падки на бренд, что вместо новой пары тех же сяоми или скечерсов подешевле, берут растоптанные бэу.... Ну такое